Наверное, одно из самых страшных, если не самое, направление развития человеческой личности ан масс в цифровой век – полное отмирание воображения, абстрактного мышления и способов выражения мысли. Ну отбросим даже ставшее уже абсолютно тотальным ведение диалога способом «Слыхал сегодня про NN? Во! телефон под нос – Не, я на даче был, сыри вот! телефон под нос».
Человечество вообще больше не способно родить новое. Оставим даже в покое повторы оригиналов, комментарии к оригиналам, ремейки и ностальгизмы как сто процентов массового развлекательного рынка.
Человечество уже даже не способно просто разделять продукты творчества и комментарии к ним: формируются целые жанры комментирующего квазитворчества. Сформировалось квазипонятие «эксперт», которое не означает «специалист», а означает «говоритель на любую тему». Чуть ли не больше половины эфира в традиционных и новых СМИ занимают говорящие головы этих говорителей, где вот уже лет десять непонятно, почему один сидит слева, а другой – справа, потому что между ними нет разницы в осведомленности о теме. Ну как пелевинское «чисто непонятно, почему одни бабки спереди, а другие – сзади».
И при этом утрата воображения также привела к утрате эмоций, ведь эмоции – это, по сути, модели чувственной опосредованной реакции на семы воображения, подразумевающего перспективное мышление. Уже второе поколение не имеет эмоций в их прежнем понимании, не способно их испытывать, что успешно прикрывает наведенными извне образами аспергерцев и социализированных аутистов, популяризированными поп-психологами и сценаристами сериалов. Когда-то считавшийся глупым и искусственным смех за кадром в ситкомах и юмористических передачах, над которым принято было издеваться, потому что «вы чего, и конфеты есть за меня будете?», стал единственным возможным форматом подачи вообще всего.
Генерирующая ненависть массовка в быдло-разговорных шоу про измены и чужих детей. Генерирующая ненависть массовка в политических разговорных шоу. Генерирующая смех массовка в юмористических шоу. Генерирующая кокаинную истерию массовка в развлекательных шоу. Генерирующая приглушенную метом кокаинную истерию массовка в научно-популярных шоу. Каждый элемент творчества, песня, номер, шутка, должен обязательно тонуть в трехчасовом проклятом косноязычии "жюри" или "экспертов".
Относительно новая фишка: в новостях теперь принято использовать преимущественно видеоматериалы «из сети» с уже готовыми эмоциями, криками, руганью, смехом на фоне. Задавать, так сказать, эмоциональный фон. Ну то есть как «из сети», от миллиарда частных вещателей, считающих себя СМИ – ведь попробуйте найдите за последние лет пять в соцсетях просто частное любительское видео чего-либо, чтобы это не было «привет, я Катя Гло, и сегодня мы будем смотреть телевизор сквозь витрину». Новости с аудиторией, генерирующей ненависть, пока бывают, но плохо приживаются чисто из-за временного формата и якобы важной оперативности и краткости. Хотя скоро они точно отомрут, и есь новостной эфир перейдет в режим «информационных каналов», как сейчас – после новостей.
Отдельный жанр – миллионы роликов реакций людей на кино, другие ролики, еду и людей. Отдельные ролики реакций на ролики про реакции. Люди просто смотрят эмоции других людей как кино, потому что не имеют своих и, по большому счету, не имеют для них просто поводов.
Короче, мое поколение умрет довольно вовремя. Как-то не под силу жить в мире механически бродящих зомби с каменными лицами, которые просто не способны на чувства и при этом осознают это и утробно гундосят – только не «мозги, мозги», а «эмоции, эмоции». И еще скажите, что великие писатели этого не предвидели в своих антиутопиях – всё они отлично предвидели.